мост

на мировые рынки

На таком менталитете далеко не уйдёшь.

15 июня 2009

Казахстанские предприятия имеют все шансы закрепиться на чужих рынках. Однако есть ряд проблем, которые мешают отечественным производителям стать ведущими экспортерами. Об этом в интервью заместителя председателя правления АО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта «KAZNEX» Сауле Ахметовой.

— Сауле Орынбасаровна, казахстанские производители, по данным «KAZNEX», могли бы сегодня успешно экспортировать за границу?

— Муку, текстильные изделия, продукты питания. Например, как уверяют эксперты, колбасы могут быть конкурентоспособны даже в Великобритании. Эта страна вообще рассматривается как тестовая площадка. Если твой продукт там пошёл, он и во всем мире пойдет. Поэтому многие страны предпочитают начинать свой экспорт с Великобритании. Конечно, экспортный потенциал есть у мясных изделий, но это требует долгосрочных инвестиций. Будет востребована плодоовощная продукция в любом виде — сушеная, маринованная, вакуумная, замороженная, свежая. Тем более, что население стран Европы стремительно растет. У нас есть заводы с потенциалом выпуска автомобильных запчастей, но проблема — выстроить этот производственный процесс. Вообще значимая часть проблем при организации экспорта у казахстанских компаний связана с методом и стилем управления.

— Вы их назовёте?

— Отсутствие маркетинговых и консалтинговых исследований, нехватка внешнего маркетинга. Причина — нет платежеспособного спроса. За рубежом правительства многих стран предоставляют гранты предприятиям для того, чтобы они могли изучить ситуацию на том или ином рынке. Кстати, мы тоже предложили нашему правительству последовать такому примеру. Кроме того, наши предприятия должны переделать свои корпоративные Интернет-сайты. Как правило, качество дизайна хромает, вся информация размещена только на русском языке. Ещё мы делаем акцент на выпуске всевозможных каталогов. В прошлом году мы выпустили справочник экспортной продукции и распространяем его по всевозможным каналам. Но нужны и другие каталоги, например, отраслевые, региональные.

Нужно отметить одну интересную вещь: менталитет наших бизнесменов. Когда к ним на предприятия приходит независимый эксперт, пытаясь помочь советом, рекомендациями при организации экспорта, бизнесмены тут же начинают обороняться. Дескать, у меня все хорошо, я и моя компания — лучше всех. Мы говорим: мы не собираемся вас подлавливать. Мы хотим указать на ваши ошибки, к которым вы привыкли и не замечаете их. А нам отвечают: да что вы меня учите, у меня все правильно. Мы спрашиваем: а вы знаете, как должно быть правильно? Они отвечают: нет…

— По-вашему, как можно изменить ситуацию, чтобы экспортные прорывы стали подспорьем инновационно-индустриального развития Казахстана?

— В краткосрочной перспективе мы намерены увеличить количество торговых миссий за рубеж. Их состав тоже будет расширен. Раньше мы планировали одну-две торговые миссии, то теперь их будет четыре-пять в год минимум. Нужно больше решать межотраслевых проблем. Нашу продукцию за границей не знают. В лучшем случае Казахстан знают как поставщика нефти. Поэтому мы намерены провести брендинг, чтобы, в частности, узнать, как казахстанскую продукцию воспринимают в мире. Неосведомленность — вот наш главный враг. Правительство может много шикарных вещей сделать, но решение об экспорте принимает сам бизнес. А он его не примет, если ему это будет не выгодно, не интересно и так далее…

Фёдор Столичный, Астана
Мегаполис, № 22 (434)

Назад к списку

Департамент
по работе
с клиентами

+7 (7172) 791-718

вн. 1010

banner-Belarus-zakupki.gif